Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском - О том, каким способом можем мы утверждать в себе крепкое упование на Бога при приключениях, противных нашей воли.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

О том, каким способом можем мы утверждать в себе крепкое упование на Бога при приключениях, противных нашей воли.

Первое, если тебя постигнет злое приключение, ты немедленно, тотчас же обратись к Богу, и открой Ему свое сердце о том, чем ты страдаешь, что причиняет тебе нестерпимую боль. В этом отношении мы, едва ли не все, грешим сильно: когда тяготят бедствия и огорчения, то мы всем жалуемся и всех приводим в сожаление об нас; одного только Бога забываем, Он бывает последним из всех у нас тех, к которым прибегаем мы, прося помощи: и тем порядок превращаем в безпорядок. Иначе поступал Давид; он говорил: «Возвожу очи мои к горам (т.е. к жилищу Божию), откуда приходит помощь мне; помощь от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 120, 1-2). Всякий, кто не поступает так в начале каждого несчастия, бывает встревожен гневом ли, болезнию или обидами до такой степени, что не может в себя прийти; а потому и при малейшем смущении, тотчас же обратись к Богу, говоря: «Господи! Что повелишь мне делать?» — и тотчас же услышишь ответ толкователя Божией воли: «Надейся на Господа; будь мужественен; да будет сердце твое крепко, и надейся на Господа». Злые замыслы прогони от себя, и всеми силами не допускай их до себя, истреби их, а непрестанно держи в уме: «Господи! Что повелишь мне делать?»

Второе наставление: молчи, и воздержи хотя уста и язык, когда не возможешь удержать ума; последуй благому и благотворному совету царя Давида: «Я сказал себе: буду я осторожен на путях моих (в поступках своих); стану обуздывать уста мои, пока нечестивые предо мною; и я был нем и безгласен даже о добром» (Пс. 38, 2-3). Потому молчи; ибо если в бедствиях и притеснениях не обуздаешь языка, не удержишь его, то знай, что легко наживешь себе беду, споткнешься в словах, - а потому безопаснее молчать, в особенности о своих противностях и противниках. Ты не можешь говорить о них ничего хорошего? По крайней мере не говори о них и злого слова: пусть будет совесть твоя утешителем тебе, а праведнейший Бог — судией, от очей Его твои противники и их злоумышления не сокроются; уповай на Бога и молчи.

Третье наставление: Когда обратишься ты к Богу и привыкнешь молчать, тогда всего себя предоставь воле Божией, искренно покорись ей: и благодари Бога, что Он благоволил удостоить тебя страдать невинно, а если и заслужил ты страдание, то своим терпением загладишь вину, и обнаружишь свое незлобие. Покорный воле Божией человек держит Бога как бы в объятиях своих, говоря то же, что сказал Иаков, когда он боролся с Ангелом: «Не пущу Тебя, если не благословишь меня» (Быт. 32, 24-26)...

В четвертых: когда сколько нибудь утихнет скорбная буря, обратись к молитве: призывай к себе на помощь Пречистую Божию Матерь, святых Ангелов и святых угодников Божиих, и представь им свою нужду, свою беду всякую, и не довольно сделать это один раз, повторяй опять чрез многие дни, времена и целые годы, если того требует дело твое, не преставай до конца постоянным своим прошением отверзать Божию десницу, которую Он крепко сжал для оказания тебе просимой помощи... Каждый, отягощенный печалью, разверни писание твое пред Богом, и сколько имеешь обид и неприятностей, все их представь пред очи всеправеднейшего Судии, и премилосердного Отца. Если же прошение твое не будет исполнено, то размышляй о непостижимости судов Божиих, и о совершенном всеведении и промысле Вышнего, и всецело предоставь себя воле Божией. Ты поступил как было должно, остальное Бог исполнит.

Пятое наставление: Посоветуйся с человеком мудрым, и, по наставлению Сираха, «без рассуждения не делай ничего, и когда сделаешь - не раскаивайся» (Сирах. 32, 21). Более же всего остерегайся следовать своим вожделениям и влечениям; ибо потеряешь всякое терпение, погубишь всю кротость, если послушаешь внутренних своих советников, т.е. пристрастий и влечений: они недобрые советники. Скорбь постигла тебя не без Божия распоряжения, Ему же лучше всех известно, как ты освободишься от скорби и уничтожишь ее. Но если безвременно на что-нибудь отважишься, повторяя: «Так хочу делу быти, так повелеваю, вместо извета волю мою представляю». Хотя это тебе и приятно, но оно расстроит Божие распоряжение о тебе, и в последствии. Сам на себя станешь пенять (сожалеть), что приключил себе зло. Всякое зло мы сами себе причиняем своею непокорностию Богу; об этом говорит пророк со вздохом: «У Господа Бога нашего правда, а у нас — стыд на лицах... от того, что мы согрешили пред Господом, и не покорялись Ему, и не слушали гласа Господа, Бога нашего, чтобы ходить в повелениях Господних, которые Он дал пред лицем нашим» (Варух. 1, 15, 17-18). И так каждый всю свою надежду возлагай на Бога, исполняя Его заповеди, и чем крепче будет надежда твоя на Бога, тем сильнейшим сделаешься против врага своего, и будешь в покое и безопасности.

Наконец шестое наставление. Если, не смотря на все твое усердие и заботливость, не сбывается что-либо по твоему желанию — не вознегодуй на Бога, и ни на едино из Его творений; но размысли, что Богу известно до малейшей черты, что ты уже претерпел, что еще предстоит потерпеть тебе. Он желает изведать и укрепить твое мужество, а потому, что Богу приятно, то самое и тебе да будет благоприятно. «Ибо воистину счастливы мы, о Израиль, что угодное Богу и для нас благотворно» (Варух. 4, 4). Никто не дерзай говорить: «Вижу — напрасно тружусь: просил я у Бога помощи с величайшим упованием на Него, всего себя представляя в Его волю, но ничего не вымолил». «И ты говоришь, что знает Бог? Может ли Он судить сквозь мрак? Облака — завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу» (Иова 22, 13-14). Это слова людей нечестивых. Ничего нет суетного в том, что хорошо сотворено: разве у Бога есть одно только казнохранилище, и если кто не получает от Него денег, то ничего другого да не надеется и да не ожидает? Несмыслен тот работник, который не желает уплаты за свою работу получить ничем другим от своего господина, кроме только одной мелкой монеты (лепты). И если господин будет уплачивать ему золотыми империалами или отборною пшеницею, неужели безсмысленный работник воспротивится принять такую плату и будет требовать непременно мелкой монеты? И так да будет уверен всякий, кто не получил от Бога просимого предмета, что он не тщетно молился, он умолит Бога, дать ему другое что-либо, несравненно лучшее.



(Из книги «Илиотропион» Высокопреосвященнейшего митрополита Тобольского и всея Сибири ИОАННА Максимовича)



Назад к списку